Толерантность, терпимость, традиционализм: что выберет современное общество

нестандарт

В дискуссиях на актуальные политические темы оппоненты часто к месту и не к месту упоминают толерантность. Спорящие упрекают оппонента во взаимном неуважении, призывают проявлять хладнокровность, взвешенность в решениях. Постепенно модное словечко становится частью псевдодемократического жаргона и теряет смысловое наполнение. Так что же такое толерантность? Действительно ли общечеловеческие ценности не приживаются во враждебной среде?

Происхождение термина

Социология, наука об общественных отношениях, дает следующее определение понятию.

Толерантность – это приятие чужого мнения, образа мышления, терпимость по отношению к другим. Это не пассивное равнодушие, а осознание иного как полноценной личности.

Выказывая доброжелательность к чужим, мы признаем их право жить и думать по-своему. Не стремимся насильственно внедрять свои законы, убеждения, обычаи.

Вообще, понятие «толерантность» появилось в естественно-научных дисциплинах. Его применение для различных наук достаточно широко и разнообразно. Так, толерантность в биологии рассматривается, как возможность растений приспосабливаться к неблагоприятным условиям внешней среды (например, плодоносить при сильном поражении болезнью).

Медицина трактует понятие как ослабленную чувствительность или полное отсутствие реакции организма на внешние воздействия (применение лекарственных препаратов, болезненных манипуляций).

В экологии толерантность (пластичность) – способность существовать на территориях с разнообразными, даже враждебными, условиями (повышенная или пониженная температура, сильная загрязненность атмосферы). Чем более пластичен организм, тем большие площади он  способен заселять.

Психологическая толерантность

малышки

Психология рассматривает понятие в тесной связи с социализацией, восприятием установок, которые одобряются или не одобряются обществом. Развитие терпимости происходит постепенно и по-разному проявляется в зависимости от возраста.

  1. Малыши не делят окружающих по признаку свой-чужой. Для них весь мир воспринимается как дружелюбное, безопасное пространство. Поэтому этнические, культурные, различия в детском коллективе не важны. Они мало влияют на взаимоотношения.
  2. Постепенно дети включаются в жизнь большого социума. Они видят примеры общественного взаимодействия, перенимают семейные образцы поведения. Происходит национальная и культурная самоидентификация, причисление себя к определенной группе. В среднем детском возрасте (9-11 лет) ребенок начинает понимать, что есть свои и посторонние. Разумеется, ему хочется быть «свояком». Для этого он перенимает некоторые манеры, особенности языка, культурные обычаи.
  3. Подростковый возраст – пик агрессивного отношения к чужакам. Агрессия среди подростков направлена на того, кто выделяется, игнорирует установленные или неписаные законы группы. Чем примитивнее социум, тем проще разделение на свой-чужой. Отсюда – появление враждующих этносообществ, установление четких территориальных границ (жизнь на районе). Толерантность, как качество личности, в данный период выражается неярко, пассивно.
  4. По мере взросления острота восприятия проблемы снижается. Молодой человек расширяет коммуникативные связи, включается во взаимодействие с разными людьми. Он видит, что все мы разные и живем по-разному. Иной цвет кожи, непривычный стиль одежды – не повод обзывать неполноценным или лезть в драку.

Терпимость и конформизм

toleranceНе всегда непримиримое отторжение проявляется только к иностранцам или иноверцам. Очень часто в семье между условными отцами и детьми происходят нешуточные баталии. Представители старшего поколения пресекают проявления своеволия и свободомыслия. Молодежь считает своих родителей безнадежно отсталыми. За действиями «отцов» стоит банальный страх: дети поведут себя неправильно, не так, как все. И что же скажут люди?

Конформное, одобряемое поведение более безопасно. Оно гарантирует безупречную репутацию. Ради этого, по мнению старших, можно поступиться личными интересами, целями, личностным ростом. Однако молодежь не готова идти на жертвы и потакать местечковым амбициям родителей. Для них главное – комфортное внутреннее состояние, а не вожделенное место в провинциальной иерархии.

Большой город – толерантная среда

Как правило, нейтральное отношение к чужакам быстрее формируется в мегаполисах, многонациональных по определению. В крупных городах приходится налаживать контакты с представителями разных этнических групп. В городе легче складывается поликультурное общение. Открытая демонстрация гендерных, этнических предубеждений неизбежно приведет к конфликтам и разрушению комфортной обстановки. Поэтому в современном городском пространстве демонстративные ксенофобные выходки считаются неприличными и встречаются редко.

иностранцы

Напротив, в тесных и замкнутых на себя коллективах интолерантная модель проявляется в крайней степени ярко. Это часто связано с повышенной степенью тревожности внутри закрытого социума. Члены группы воспринимают человека извне как потенциальную угрозу своему существованию. Он не другой, он опасный. Чужак способен нанести вред, разрушить привычный строй жизни. Поэтому единственно правильная реакция – агрессивный отпор, грубое вытеснение. Те же меры принимают в том случае, если требования перестает выполнять условный «свой». Его также безжалостно изгоняют и лишают места и положения в сообществе.

Формирование толерантности

Терпимость к чужому мнению, обычаям упростит общение, позволит легче адаптироваться в незнакомой обстановке. Основы адекватного восприятия закладывают в семье. Правильные установки – непременное условие здорового мировоззрения. Они помогают воспитанию гармоничной свободной от предрассудков личность.

Перечислим самые эффективные методы воспитания толерантности у детей.

  1. Путешествуйте всей семьей. На отдыхе активно общайтесь с местными жителями, участвуйте в местных праздниках. Так вы сделаете чужую культуру близкой и понятной.
  2. Не допускайте ксенофобских высказываний, ущемляющих достоинство. Ребенок должен понять: чтобы не нарушались его границы, он не должен посягать на постороннее личное пространство.
  3. Развивайте эмпатию – сопереживание. Прекрасные образцы гуманного восприятия можно найти в современных фильмах. Обязательно посмотрите всей семьей финский видео фильм о проблемах инвалидов «Прояви хоть немного уважения» или французские киноленты «1+1», «2+1».
  4. Проводите литературные вечера в семье. Читайте с ребенком познавательные книги о географических путешествиях, исторических открытиях. Литература предоставляет богатый материал для размышлений над проблемами поликультурности мира.
  5. Изучайте с чадом иностранные языки. Это отличный способ проникнуть в стороннюю социокультурную обстановку. Узнать новое о языковом разнообразии.

Итак, для успешной социализации в обществе помогите ребенку избавиться от деструктивных установок и предрассудков. Приближайте, делайте понятной иноязычную культуру. Станьте проводником в разнообразном и незнакомом мире.

Почему важно проявлять доброжелательность

Может быть, и не стоит приветливо относиться к чужакам? Может быть, лучше проявить твердость в отстаивании собственного мнения? Лучше скажем нет толерантности?

Если развитие социума пойдет в таком направлении, то со временем любая мелочь спровоцирует серьезный конфликт. Спору нет, вопиющие ситуации надо разрешать однозначно жестко. Но важно различать опасность реальную и мнимую. Глупо бросаться в бой, если вас не устраивает цвет глаз или форма носа оппонента. К примеру, фаны противоборствующих футбольных команд нередко устраивают потасовки. А причина проста: их любимые клубы соперничают в национальном или международном чемпионате.

С другой стороны, недопустимо отмалчиваться, если моральная проблема действительно серьезна. Только старайтесь донести свои претензии максимально конкретно и корректно, не опускаясь до перехода на личности.

Виды толерантности

рука дружбы

Социальное приятие предполагает равную оценку людей вне зависимости от их индивидуальных особенностей. Другими словами, никакие личные убеждения, возрастные или психологические качества не делают человека плохим или хорошим. В зависимости от сферы проявления выделяют следующие виды толерантности:

  • Политическая. Предполагает бережное отношение власти к рядовому гражданину. Недопустима дискредитация по причине политических убеждений или партийной принадлежности.
  • Педагогическая. Подразумевает нейтральную оценку любого образовательного уровня и развития интеллекта.
  • Возрастная. Равноценное восприятие человека любой возрастной группы.
  • Гендерная. Признание ценности личности вне зависимости от ее половой принадлежности.
  • По состоянию здоровья. Люди с ограниченными возможностями признаются полноценными членами социума с равными правами.
  • Национальная. Отсутствие личных преимуществ у представителей какой-либо нации.
  • Религиозная. Свобода вероисповедания. Многоконфессиональное пространство не должно превозносить одну и угнетать другую религию.

Психологическую терпимость, которая проявляется в раннем детстве, принято называть естественной. В зрелом возрасте формируется вторичная толерантность. Это более осознанное явление, характерное для сформировавшейся полноценной личности. На формирование вторичной терпимости влияют:

  • семейное воспитание;
  • обстановка в социуме;
  • уровень развития;
  • благосостояние.

Кроме того, терпимость по отношению к чужим понимают, как способность сдерживать внутреннюю конфликтность при столкновении с сильными раздражающими факторами. Простыми словами, при встрече с представителем иной культуры, этноса, вероисповедания вы не станете демонстративно проявлять недовольство. Ваше уравновешенное настроение не изменится. Даже если внутреннее состояние пока далеко от идеала. Необходимо воспитать в себе коммуникативные навыки.

Терпимость и неприятие: что выбрать

Уровень социальной толерантности прекрасно характеризует состояние общества. В развитом и благоприятном для проживания социуме не распространены конфликты по этническим причинам. Коммуникативные связи в благополучном социуме разнообразны. Любой включен в межличностное взаимодействие.

не такой

В менее развитом и закрытом сообществе положение человека зависит не от его личных качеств, а от формального статуса (религиозного, языкового). Можно говорить о замкнутых стратах, изолированных и враждебных друг другу. Агрессия и социальное отторжение намеренно возбуждаются и провоцируются. Отсюда – нездоровая обстановка, ощущение незащищенности и взаимного неприятия.

Чем менее цивилизованно общество, тем больше формальных требований оно проявляет к индивидууму. Например, отклонение от общепринятых образцов в патриархальные времена означало полную обструкцию. Неприятие, ущемление прав по признаку национальной принадлежности одобрялись и поддерживались.

Постепенно положение менялось. Сначала несколько сгладились сословные противоречия. Формально было запрещено открыто ущемлять в правах и волеизъявлении представителя любой социальной прослойки. Затем признали равноправие женщин, представителей национальных меньшинств. В настоящий момент постепенно уходят в прошлое расовые предрассудки.

Одновременно с этим «коллективное бессознательное» продолжает генерировать все новые и новые претензии к чужакам, отщепенцам и не таким, как все. Официальные декларации с трудом находят отклик, особенно, среди не самых образованных и благополучных слоев общества. Поэтому идеальных условий добиться не получится никогда.

Современная толерантность: крах идеи или временный кризис

На первый взгляд приятие несет в себе только хорошее: гарантирует равные права и непредвзятость любому. На самом деле, существенные минусы есть даже в таком прекрасном и прогрессивном явлении.

толпа

Сначала терпимость обеспечивала равноправие и уважение каждому члену общества. Особо выделяли исторически обездоленных и угнетенных – национальные, некоторые религиозные и другие малые группы. С середины ХХ века велась активная борьба против ущемления сексуальных меньшинств. Некоторые считают толерантность движением, связанным исключительно с этим процессом.

Спустя 50-60 лет дискредитируемые группы получили (хотя бы на формальном уровне) возможности для комфортного существования. И неожиданно ситуация развернулась в прямо противоположную сторону. Теперь уже не угнетенные добиваются равноправия, а условное большинство пытается противостоять диктату меньшинств.

Толерантность трактуют как оправдание любого поведения. Всякий поступок становится актом самовыражения. Попытки ограничить свободную самореализацию воспринимаются в штыки. Обвинение в ксенофобии, расизме, неприятии чуждой культуры часто становится последним аргументом в споре. Поэтому часто апелляция к терпимости – всего лишь демагогический прием.

Терпимость становится способом политической и социальной манипуляции. А бесправные в прошлом меньшинства агрессивно и бесцеремонно отстаивают свои права. Теперь их уже следует просить о толерантности. Однако, попытка мягкой критики может навсегда погубить репутацию.

Кроме того, иногда с пониманием требуют относиться к совершенно недопустимым вещам: наркомании, насилию, манипулятивным техникам. Такие требования ставят под угрозу существование традиционного общества с привычными ценностями. Серьезному риску подвергаются дети, молодежь, – словом, все те, кто не выработал еще устойчивого мировоззрения.

И все же будущее за толерантным развитием. Современный мир мобилен, невозможно прожить всю жизнь и ни разу не столкнуться с носителями иной культуры. Отсидеться в своем удобном медвежьем углу (как это было 150-200 лет назад) невозможно. Необходимо выработать адекватную программу взаимодействия с другими людьми, пусть даже нам не всегда понятны их обычаи, верования, язык.

Толерантность – единственный беспроигрышный вариант для всего человечества наладить межнациональный диалог и сохранить мир для потомков!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о психологии личности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: